Toyota
Тойота Центр Челябинск Восток
г. Челябинск, проспект Ленина, 3е
Общий
+7(351) 799-799-7
+7(351) 799-799-7 Позвонить
Отдел сервиса
+7(351) 77-99-145
+7(351) 77-99-145 Позвонить

Предложение от департамента маркетинга автомобильного холдинга «Сейхо-Моторс» было очень необычным: не хотел бы я поучаствовать в тест-драйве на внедорожниках Toyota по местам археологических раскопок на юге области? Что за вопрос! Конечно, хотел! Говоря честно, я понятия не имел, что там за археологически раскопки и где они ведутся. Да, и об археологии, как и большинство из нас, я судил по фильмам об Индиане Джонсе. И хотя я понимал, что на самом деле все обстоит не столь таинственно-романтически, но, как в действительности работают археологи, не имел ни малейшего представления. Тем лучше, решил я, — будет возможность увидеть все воочию.

В назначенный день наша импровизированная колонна отправилась от дилерского центра «Тойота Центр Челябинск Восток». Наше продвижение по трассе на Магнитогорск было довольно впечатляющим. Впереди шел мощный Land Cruiser 200, агрессивная брутальность которого чувствуется буквально в каждой детали кузова автомобиля. На фоне безграничной степной дали ты понимаешь, что у автомобиля выразительно прорисован каждый кузовной обвод, отлично смотрится массивная решетка радиатора, а блоки передней оптики и вовсе выглядят, словно кристаллы драгоценных камней, бликующих на солнце.

Вторым в нашей колонне всегда держался Land Cruiser Prado. При всей схожести со «старшим братом» Prado обладает ярко выраженной индивидуальностью. Его отличительными чертами являются мощная, скульптурно проработанная передняя часть с большим воздухозаборником и каплевидными фарами, «стекающими» с передних крыльев к капоту.

Так получилось, что замыкающим всегда был Toyota Highlander. В облике машины сразу же угадываются характерные черты тойотовских внедорожников, но назвать «Горца» (так переводится название автомобиля) «младшим братом» Land Cruiser и Land Cruiser Prado все-таки нельзя. Прежде всего выделяются удлиненные кузовные обводы, вытягивающие автомобиль, благодаря чему он похож не на классический внедорожник, а на большой кроссовер.

Каждый из «тойотовских» внедорожников внешне хорош и сам по себе, а уж все вместе на трассе смотрелись так эффектно, что мы постоянно ловили восхищенно-удивленные взгляды водителей и пассажиров обгоняемых нами автомобилей. Мы ехали по абсолютно пустынным улицам населенных пунктов, и это не удивительно, учитывая, что температура зашкаливала за плюс сорок. Но стоило нам остановиться либо у магазина, чтобы запастись очередной порцией воды, либо у какой-то местной достопримечательности, как появлялись сначала местные пацаны, а затем и любопытные взрослые, с интересом разглядывавшие невесть откуда взявшихся гостей.

О племенах, живших в южноуральских степях в период раннего железного века, имеются и письменные сведения античных авторов. но весьма немногочисленные и отрывочные. Начиная с Геродота (V в. до н. э.), племена, кочевавшие на территории от низовий Дона до казахстанских степей, античными историками именовались савроматами и сарматами. Как пишет профессор А. Д. Таиров, история не сохранила для нас ни имен их вождей и старейшин, ни рассказов об их ратных подвигах, ни имен жен, похороненных в курганах. Основные сведения о тех, кто заселял территорию юга Челябинской области, археологи узнают благодаря раскопкам курганов. Сарматы, как отмечал Геродот, не имели ни городов, ни укреплений и свои жилища возили с собой в кибитках. Единственное, что они оставляли после себя, — места погребений. Вот это и скрывают степные курганы.

Ну, а что в дороге? В любых дорожных условиях за рулем Land Cruiser 200 чувствуешь себя как будто ты в настоящем крейсере. Сидишь высоко, видишь далеко, уважение других участников движения обеспечено. Хотя автомобиль тяжелый, но стоит только вдавить акселератор, и он ускоряется настолько стремительно, что тебя просто вжимает в спинку сиденья. При этом в поведении машины ничего не меняется, так же как и в уровнях вибрации и шума в салоне. Автомобиль очень устойчив. Все скоростные виражи (а их набралось за время поездки немало) Land Cruiser 200 проходил словно по рельсам. Еще одно наблюдение: «автомат» работает настолько плавно, что ни одно переключение передач в салоне не чувствовалось.

Что касается Prado, то по трассе машина идет мягко. Когда проезжаешь по участку, подготовленному под «ямочный ремонт», то понимаешь, что подвеска обрабатывает все эти колдобины, но ты этого не чувствуешь, поскольку в салоне это никак не проявляется. Устойчивость Prado на прямолинейных участках такая, что можно руки с рулевой колонки убирать — ничего не будет, словно автомобиль едет в глубокой колее.

На многое способен Prado и в плане динамики. Даже легкое воздействие на акселератор вызывает ощутимое ускорение автомобиля. Придавливаешь педаль чуть сильнее, и машина начинает разгоняться настолько мощно, что, кажется, она сметет все, что стоит у нее на пути. При экстренных торможениях многотонная махина замедляется столь же стремительно, как и ускоряется.

В салоне Highlander мотор при движении на невысоких скоростях почти не слышишь. Но стоит только вдавить акселератор «в пол», как ровный, чуть слышный рокот выхлопа сменяется хриплым металлическим баритоном. Разгон у Highlander такой, что многие легковые автомобили, даже причисляемые к спортивным, могут только позавидовать. «Автомат» явно настроен на активную манеру езды: машина разгоняется резко и мощно, и очень ровно. Руль легкий и информативный на любой скорости. Еще одна приятная неожиданность — автомобиль идет настолько плавно, что по этому показателю Highlander может смело претендовать на лидерство в своем классе.

Ежегодно в Челябинской области производится не менее десятка раскопок различных курганов, на трех из которых нам удалось побывать в Кизильском и Нагайбакском районах.
Погребения кочевников ярко характеризуют имущественную и социальную дифференциацию общества того времени. Крупные курганы знати — сложные и трудоемкие архитектурные сооружения с обширными погребальными камерами, заполненными большим количеством предметов. Существуют и небольшие курганы с простой грунтовой могильной ямой, весь инвентарь в которых представлен лишь сосудом и несколькими наконечниками стрел. Есть и безинвентарные погребения, то есть захоронения представителей самых низов общества той эпохи. Расположение кургана на возвышенности и сама конструкция погребальных сооружений отражают один из культов древних сарматов. Горы считаются в индоиранской мифологии местом обитания богов. Сооружение кургана начиналось с выбора могильной площадки, которая отделялась от мира живых широким, но неглубоким рвом. Этот обычай восходит еще ко времени существования индоевропейской общности, когда мир представлялся в виде круга. С южной стороны вал прерывался, образуя проход шириной около 2,5 метра. В пределах этой площадки производились какие-то особые ритуальные действия, следы которых сохранились в виде рытвин, колдобин и вообще значительных перепадов древней поверхности. Следующим этапом было рытье котлована для погребальной камеры и входного коридора-дромоса.

Всего мы проколесили более 1200 километров. По любым меркам это немало и, главное, достаточно, чтобы оценить уровень комфорта машин. Поэтому с полным правом могу заявить: главная заслуга в том, что мы не «очумели» от нашего «автомобильно-археологического блицкрига» принадлежит автомобилям. Вернее тому уровню комфорта, который они обеспечивают.

Только в таком длительном путешествии начинаешь объективно оценивать многие вещи. Например, все прекрасно знают, что салон у Land Cruiser 200 просто огромен. Ну и что? А нам пришлось втроем проехать на заднем диване «двухсотого» по степным дорогам. При этом мы даже плечами не касались друг друга. Или еще одна «мелочь», на которую я раньше не очень-то обращал внимание: между передними креслами расположен охлаждаемый бокс-подлокотник объемом с маленький холодильник. Признаюсь, мне даже казалось, что с его размерами японцы явно переборщили. Сейчас уверен — не переборщили. Мы умудрялись запихивать в него пол-ящика литровых пластиковых бутылок с водой. Без них на сорокаградусной жаре пришлось бы очень тяжко. Так же как и без 4-зонного климат-контроля с раздельным подводом воздуха! Иногда эффективность работы климатической установки приводила даже к комическим ситуациям.

Мы ехали от Магнитогорска к селу Кизильскому, когда на небо вдруг набежали тучки и закрыли солнце. За тонированными окнами стало пасмурно и показалось, что даже как-то прохладно. Все, кто сидел в машине начали вспоминать: а взяли ли они с собой хоть какие-то теплые вещи, ведь ночевать-то предстояло в палатках. Но стоило только взглянуть на датчик температуры на панели приборов, как все волнения отпали сами собой: «за бортом» как было плюс тридцать девять, так и оставалось.

После этой поездки еще более высоко оцениваю интерьер салона «двухсотого». Прежде всего отмечу качество подгонки деталей. Герметизация, например, такова, что пыль, от которой в выжженной солнцем степи было буквально невозможно спастись, в салон машины не проникала. Очень хороша и кожаная отделка сидений: удивительно, ни один из ехавших в машине ни разу «не прилип» к подушке или спинке. Поскольку одному из нас пришлось спать в машине, то раскладку кресел мы проверили на практике и еще раз убедились в комфортабельности «двухсотки».

По уровню интерьера салона Land Cruiser Prado мало в чем уступает старшему брату. Огромный объем свободного пространства в сочетании с монументальными панелью приборов и центральной консолью и удобнейшими сиденьями удовлетворят любого автомобильного «гурмана». Салон Prado радует «человечностью» — при всей своей «технологичной» холодности, в нем удобно и уютно. Трансформация салона Prado была также нами проверена: как и «двухсотый», он стал местом для ночлега.

По объему свободного пространства в салоне Highlander уступает старшим «тойотовским» внедорожникам. По качеству проработки интерьера «Горец» очень хорош. На высоком уровне и сам дизайн интерьера салона. Но важнее то, что за рулем большого по габаритам Highlander чувствуешь себя как в обычном легковом автомобиле.

Аркаим — это укрепленное поселение, относящееся к так называемой «стране городов». Свое название объект получил по наименованию доминирующей над местностью горы, которая располагается в четырех километрах от поселения. Памятник состоит из укрепленного города, двух некрополей и останков древних пастбищ. Город радиальной схемы сделан из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. Площадь помещений, расположенных во внутренней кольцевой стене, около 100 кв. м, а внутри внешней кольцевой стены — около 18 кв. м. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и рабочие. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство. В центре города имелась площадь. Между стенами была проложена кольцевая дорога, от неё к центральной площади вели прямые улицы. В городе имелась ливневая канализация с отводом воды за его пределы. Кольцевые стены были сделаны из бревен, забитых глиной, и высушенных глиняных кирпичей.

Дороги с асфальтовым покрытием — это хорошо. Но, как оказалось, археологические раскопки проводятся в степях. Лагерь экспедиции, которая вела раскопки под Кизильским, ставший для нас на два дня базой, стоял в голой степи. Жилые палатки, пищеблок и импровизированная столовая были расположены на абсолютно голом месте, которое весь день буквально прожигалось солнцем. Температура в тени (считай под пологом палатки) — +410С, на солнце (то есть на улице) — за +500С. Поэтому и ходили многие археологи, вне зависимости от пола, как палестинские боевики — вся голова закутана куском ткани и видны только глаза. На раскопе, который также был в голой степи, приходилось работать в две смены: с 8 часов до полудня и с 19 до 23 часов. Но это в обычные дни, а когда что-то находили, то работы не затихали и в самую жару: всех охватывал самый настоящий азарт. Понаблюдав пару дней за этими, «вставшими на лопату» (так это называется на жаргоне археологов), парнями и девушками, я их очень зауважал.

Ну, а как в этих условиях показали себя наши машины? Что касается степных дорог, то они были очень жесткие: не было и ста метров, чтобы на пути не попадался какой-то «порог» либо рытвина, оставленная когда-то гусеницей трактора, да так и засохшая. Преодоление их с точки зрения проходимости проблем перед машинами не вызывало, но подвеске все время приходилось обрабатывать эти участки.

Land Cruiser 200 «щелкал» препятствия, словно семечки. Кузов только слегка подбрасывало, но никаких жестких ударов не было. Машина проходила выбитый участок в таком ритме, будто ехала по новому шоссе. Очень хотелось опробовать в деле систему помощи при движении по бездорожью Crawl Control. При пересечении труднопроходимых участков водитель, поворачивая специальную рукоятку, выбирает одну из трех скоростей — 1, 3 или 5 км/ч, и система, контролируя подачу топлива, автоматически поддерживает выбранный режим движения. Мы, конечно, режим этот включили, но лишь для того, чтобы увидеть, как все это происходит. Просто в нашей степи для «двухсотого» достойных препятствий не нашлось, и он мог спокойно идти, не прибегая к помощи «тяжелой внедорожной артиллерии».

Что касается Highlander, то это несколько иной автомобиль, чем «Круйзера»: основой машины является несущий кузов, а не рама. Highlander имеет межосевой дифференциал и встроенную виско-муфту. Нужно понимать, что это все-таки легковой полный привод, поэтому носиться по степи — пожалуйста, но карабкаться на крутые подъемы или ползти по реальному бездорожью «внатяжку», как на Land Cruiser 200, на Highlander не выйдет, потому что Highlander — это чистой воды кроссовер. Но на степных дорогах, по которым мы ездили по археологическим раскопкам, атрибутов настоящего вседорожника и не требовалось, поэтому здесь Highlander был в своей стихии. Что касается Prado, то практически все сказанное выше о ходовых качествах Land Cruiser 200 на степных дорогах может быть отнесено и к нему. По степи автомобиль шел очень уверенно, легко преодолевая всяческие косогоры и «пороги».

Один мой хороший товарищ, узнав, что я собираюсь принять участие в поездке по археологическим раскопкам, был очень удивлен. «И охота тебе мотаться по такой жаре, — убеждал он меня, — нашел у нас археологию. Что у нас Трою раскопали? Да и что за охота трястись по степи на „Круйзере“? Тот же рамный джип, только с „климатом“. По любому ухайдакаешься».

Проехав за два дня 1250 километров, все, кто участвовал в этом «археологическом тест-драйве», убедились в потрясающих возможностях «тойотовских» внедорожников. Комфортабельных, функциональных, надежных, обладающих великолепными ходовыми качествами. Честно говоря, название «наземный крейсер», как переводится слово Land Cruiser, мне всегда казалось несколько нескромным. Я был неправ, во всяком случае, наименование «степные крейсеры» эти автомобили заслуживают на все сто.

Аркаим существовал от 150 до 300 лет, после чего произошел пожар, и город выгорел. Существует три версии возникновения пожара: местные жители подожгли его сами, город спалил враг, случайный пожар. Открытие челябинскими археологами Аркаима многие специалисты сравнивают с раскопками Трои. Но после детального изучения города и укрепленные поселения аркаимского типа были обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкирии, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть 3,8−4 тысячи лет. Эти поселения образуют комплекс, называемый «страна городов». Считается, что культура «страны городов» возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на наших территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи. До сих пор среди ученых идут споры о принадлежности памятников данного типа. Основная масса исследователей придерживается теории миграции с Запада. В пользу этой теории говорит и то, что по найденным в могильникам черепам был восстановлен облик жителя Аркаима европиоидной расы.